Выпуск # 2 |
Встреча с Владимиром
Толкачевым |
|
И вновь в Томске звучал джаз,
теперь уже в Большом концертном зале при немалом
собрании любителей 16 января этого года. Сцену
занимал один из старейших полупрофессиональных
коллективов Томска - оркестр "ТГУ-62" (аббревиатура
связана с местом - Томский государственный
университет - и годом создания оркестра). Но не
наши ребята были главными. Гвоздем вечера был
Владимир Толкачев, новосибирский альт-саксофонист,
один из лучших исполнителей на этом инструменте
в России, композитор, аранжировщик, лауреат
многих отечественных и зарубежных джазовых
фестивалей.
Владимир Толкачев (родился 17.06.51 в г. Серове
Свердловской области) окончил музыкальную школу,
а затем училище по классу народных инструментов.
Джаз играет с 1968 года. Играл с различными
свердловскими группами и музыкантами. В 1976 году
переехал в Новосибирск, получил высшее
музыкальное образование в Новосибирской
государственной консерватории по классу духовых
инструментов и композиции. Сейчас здесь же ведет
класс саксофона. Кумиры Толкачева, естественно -
саксофонисты, но самых разных направлений: от
Коулмэна Хокинса, Лестера Янга, Чарли Паркера до
Арчи Шеппа, Мэриона Брауна и Альберта Айлера.
Особое влияние на его творчество оказал Владимир
Чекасин, с которым Толкачев многократно
музицировал и записывался.
Первый прорыв на широкую публику Владимир сделал
еще на знаменитом фестивале "Новосибирск-77",
участвуя в "Музыкальном Импровизационном Трио"
(Беличенко, Толкачев, Панасенко), выступление
которого было оценено Ефимом Барбаном, как "смелая
попытка выйти за пределы стандартного джазового
мышления". С приходом композитора-пианиста
Юрия Юкечева трио стало квартетом "Хомо Либер",
а через некоторое время квартет сократился до
дуэта Юкечев-Толкачев, но известность их от этого
не уменьшилась. Наоборот, "Хомо Либер" стал
первым сибирским ансамблем нового джаза,
вошедшим в антологию советского авангарда,
выпущенную в Англии на CD фирмой Leo Records. Последние
годы Толкачев стал отходить от малых концертных
форм, отдавая все свое время, внимание и силы
теперешнему любимому дитяти - биг-бэнду при
Новосибирской государственной консерватории,
созданному в 1985 году из ее студентов и
преподавателей. В 1996 году на новосибирском
лейбле "Ермателль" выходил CD "Школьная
тетрадь" с записями оркестра разных лет.
Владимира Толкачева можно назвать тем редким
джазовым исполнителем, который одинаково
свободно чувствует себя в любой стилевой манере
и ансамблях музыкантов диаметрально
противоположного направления - от ярко
выраженного авангарда и свободного джаза к
возвращению в звучание классического джаза (участие
его в сборной команде "Золотые годы джаза").
Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток
на общий саунд его биг-бэнда, хотя воспитывать
большой оркестр в сегодняшних экономических
условиях развала культуры может только
настоящий лидер и подвижник своего дела.
Но вернемся к нашему вечеру, программа которого с
некоторой долей высокопарности была названа "Его
Величество Джаз". "ТГУ-62" (четыре трубы,
три тромбона, пять саксофонов и ритм) исполнил
несколько номеров, "приятных во всех
отношениях", из репертуара танцевальных
оркестров 50-х годов ("Цветущий май", "Маленький
цветок" и пр.). Дирижировал его бессменный
руководитель Аркадий Ратнер, ныне возглавляющий
городскую культуру. Сразу же вспоминается
каламбур советских времен Алексея Баташева: на
западе джаз-оркестрами руководили трубачи,
кларнетисты, барабанщики; у нас - Министерство
культуры. Правда, в Томске - лучший вариант.
Оркестр вовсю старался безошибочно и технически
совершенно имитировать джазовые стандарты, хотя
публика откликалась только на узнаваемость тем.
Но вот впереди оркестра встал Толкачев со своим
инструментом, и все звучание приобрело другие
цвета. Музыкант сумел заставить оркестр
подтянуться к своему уровню. Несколько пьес, в
том числе из репертуара оркестра Каунта Бэйси,
при блестящем соло альт-саксофона прозвучали
просто превосходно и "на ура" у публики. При
исполнении старого джазового хита "Blue Moon"(к
Борису Моисееву не имеет отношения) лидер
заставил солировать почти каждого музыканта
оркестра, да еще и в форме "зова-ответа"
подключил к скэту всех присутствующих в зале, к
полному удовольствию последних.
Завершился очередной праздник джаза под бурю
аплодисментов знаменитым "двухнотным" "Си
Джем Блюзом" с напористым соло Толкачева (уже
на тенор-саксофоне); правда, мне показалось, соло
было сильно подснято у Пола Гонзалвеса, но это
можно было и не замечать.
Хорошо, что случаются такие вечера, когда
представляется возможность сотрудничества
музыкантов различных стилей джаза и различных
географических точек. Происходит своеобразный
"мастер-класс". И пусть кто-то играет лучше
или хуже, итоговая сумма музыкальной информации
и художественный багаж для каждого участника
этих встреч будут всегда значительными.
Расставаясь с публикой, Владимир Толкачев
выразил надежду, что при благоприятных
обстоятельствах вернется в наш город уже со
своим новосибирским бэндом. |
|
Валерий Рыбаков, Томск
|
|
На первую
страницу номера |
|