502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 12 (114) - 25 апреля 2001 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл МошковУфф... ну, кажется, рекордные для Москвы две недели позади. Простое перечисление музыкантов, посетивших столицу всего за две недели, вполне достойно списка гастролеров, скажем, за половину 80-х или за пару лет в 90-е. Правда, Пик Пиков - I Московский Международный фестиваль 1990 года - пока не переплюнут, но то было событие экстраординарное, суперзначимое и оттого современниками осознававшееся на протяжении месяцев, если не лет. Теперь же, кажется, включение если и не всей России, то по крайней мере ее столицы в обойму нормальных, привычных гастрольных маршрутов всего мира - произошло, наконец, само собой, а не чаявшимся еще лет двадцать назад приказом министерства культуры.
Но это не главное. Главное, что аудитория это воспринимает в значительной степени как должное. Обсуждает - с недоумением, с энтузиазмом, со скепсисом - тот факт, что у не худшего, но все равно безнадежно популярного московского певца поп в ансамбле внезапно оказывается приглашенный гитарист Ал ДиМеола. Ломится в Консерваторию на Чика Кориа (тогда как очевидцы его первого приезда в Москву до сих пор, девятнадцать лет спустя, не могут отойти от культурного шока - на "домашнем" концерте в американском посольстве пианист тогда появился, страшно сказать, в тапочках!). Битком заполняет зал ЦДХ на фестивале "Богема-Джазз" и со знанием дела обсуждает выступавших в чатах и форумах (Бог ты мой, да сам ли я давно ли освоил такие, с позволения сказать, инструменты общения?).
Лепота, в общем. Благорастворение воздухов. Но самое смешное, что еще через несколько лет мы и это будем, скорее всего, вспоминать, как безнадежно косное прошлое...
Вне связи со сказанным выше: в следующий раз "Полный джаз" выйдет 3 мая, а не 2. Выходные...
In Memoriam

Станислав Петрович Григорьев (24.02.1938 - 24.04.2001)

Стас ГригорьевНаш отечественный джаз понес невосполнимую утрату. Умер Станислав Григорьев - выдающийся музыкант, импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса. 
Он начал гастрольную деятельность в провинциальных филармониях, которые тогда колесили в холодных "фурцвагенах" по городам, городкам, воинским частям и весям вдоль параллелей и меридианов нашего необъятного Союза.
Помню, году в 61 или 62-м, будучи в Рязани по своим аспирантским делам, я попал на выступление джаз-ансамбля из каких-то засибирских краев, где выделялся молодой тенорист, которого я, считавший себя в ту пору большим знатоком нашего джаза, видел и слышал впервые. Оказалось, что мы в одной гостинице, и, встретив его на завтраке, я подошел к нему, представился и попросил сообщить мне краткие анкетные данные - я мечтал об издании советской джазовой энциклопедии, наивно полагая, что это всем жутко необходимо. 
Впоследствии Стас со свойственной иронией вспоминал об этом первом и едва ли не единственном в своей жизни интервью. 
В 1963 году по стране разлетелись слухи о том, что одному из наших, Анатолию Кроллу, дали собрать джаз-оркестр в Туле. В этом оркестре собрался весь цвет джазовой России: помимо Стаса там были Александр Пищиков, Виктор Гусейнов, Виктор Бударин, Игорь Кантюков, Сергей Мартынов, Виктор Двоскин, Юрий Генбачев... Три года в этом оркестре стоили джазовой консерватории, и Григорьева взял к себе в Москву Олег Лундстрем. Как аплодировали Стасу, Мартышке, Арзу переполненные залы международных фестивалей в Варшаве и Праге, а там было с кем сравнивать! Тогда-то и началась международная слава оркестра Лундстрема. Тогда к Лундстрему потянулась очередная волна сливок нашего джаза, эстетов и радикалов. 
Потрясающий парад солистов - Стас, Геннадий Гольштейн, Костя Носов, Вагиф Садыхов, Владимир Васильков - блеснул на незабываемом концерте Олега Лундстрема в Питере в октябре 1973 года.
Стас Григорьев, 1980-еС середины 80-х годов имя Станислава Григорьева появляется в концертных джаз-ансамблях солистов - этот жанр постепенно обретает солидный статус: "Арсенал" Алексея Козлова, "Каданс" Германа Лукьянова, "Аллегро" Николая Левиновского, в возникающих по разным случаям джаз-оркестрах.
А чаще всего Стаса можно было слушать в квартете Бориса Савельева в тесном погребке "Кризис жанра" в арбатских закоулках и в ампирных интерьерах "Балаганчика" на Тверской в составе Ивана Юрченко.
Он был сильным шахматистом, любил карты и знал тайны бильярда. Те, кто бывал в "Синей птице", могли в антракте видеть Стаса, похожего на голливудского киноактера, склонившимся над зеленым сукном под абажуром.
Станислав Григорьев слыл музыкантом высшей джазовой пробы, который был долго заслонен своими коллегами побойчее. Он играл во всех московских биг-бэндах, практически во всех малых ансамблях, и я не знаю ни одного московского джазмена, задумавшего собрать ансамбль звезд, кто не мечтал бы иметь его своим партнером.
Наша джазовая пресса о нем почти не писала, а он был одним из немногих русских джазменов мирового уровня. Никогда не бывавший в Америке, да и за границу выезжавший куда меньше других, Стас Григорьев играл как нью-йоркский профессионал, все знающий и все умеющий. 
Спасибо Алексу Ростоцкому, он первым постарался выпустить несколько записей Стаса. Спасибо Сергею Сперанскому и Алексею Кузнецову: в рамках просветительских программ Салона "Аккорд" они показывали Стаса Григорьева, снимали на видео и записывали на цифру. Эти записи скоро увидят свет.
Я счастлив и горд тем, что Станислав Григорьев успел сыграть в моем абонементном цикле на высшей концертной сцене страны - это был первый концерт XXI века в Большом зале консерватории.
Но сердце не выдержало. Обширный инфаркт остановил его. 

Алексей БаташевАлексей Баташев

 

Панихида состоится в четверг 26 апреля в 11.00 в паталогоанатомическом отделении медицинского центра ЦКБ управления делами Президента РФ по адресу: ул. Маршала Тимошенко, 25 (м. "Крылатское", последний вагон, за Рублевским шоссе, первый дом справа, тел 149-9970, 149-9981).
В 14.00 состоятся поминки в джаз-ресторане "Синяя птица".

Справка "Полного джаза": Станислав Петрович Григорьев (24 февраля 1938, Балашиха - 24 апреля 2001, Москва) начал профессиональную деятельность как джазовый солист в Хабаровской краевой филармонии (1961), затем продолжил ее в Тульском биг-бэнде под управлением Анатолия Кролла. С 1966 по 1982 был солистом оркестра Олега Лундстрема, затем играл в "Арсенале" Алексея Козлова, в джаз-ансамбле флюгельгорниста Германа Лукьянова "Каданс" и у пианиста Николая Левиновского в ансамбле "Аллегро".
В 90-е был солистом "МКС биг-бэнда" Анатолия Кролла , после его распада в 1998 г. работал в малых составах таких лидеров, как гитарист Алексей Кузнецов, пианисты Михаил Окунь, Лев Кушнир, аккордеонист Владимир Данилин и другие. Много лет сотрудничал с погибшим в 1996 г. в США тромбонистом Вячеславом Назаровым.
Наиболее значимые записи Стаса Григорьева были сделаны в середине 90-х продюсером и бас-гитаристом Алексом Ростоцким для его собственных альбомов "Jazz Ballads", "Waltz For Ksenia", "Let Me Stay In Your Eyes".

Как это было
в Москве
На прошедшей неделе в Москве завершился III международный фестиваль "Богема-Джазз-2001", об открытии которого мы рассказали в предыдущем выпуске "Полного джаза". Сегодня - отчет о втором-пятом днях фестиваля...>>>>

20 апреля в московском клубе-центре "Дом" начались концерты московской программы идущего параллельно в обеих российских столицах V Международного фестиваля Сергея Курехина (SKIF5). Наиболее близким к джазу было в этот вечер выступление нью-йоркского трубача Фрэнка Лондона, на котором позвольте остановиться подробнее.
Кертис Хасселбринг и Фрэнк ЛондонФрэнк приехал в дуэте, причем не с аккордеонистом Лорином Скламбергом (своим коллегой по блистательной клезмер-джазовой группе The Klezmatics), как планировалось, а с тромбонистом Кертисом Хасселбрингом (The Jazz Passengers). 
Фрэнк ЛондонОни сыграли "мировую премьеру" - пробный вариант нового совместного проекта под условным названием "Brass", еще очень эклектичный и сырой: они никак не могли решить, чего в нем будет больше - разухабистых клезмер-блюзовых, клезмер-фанковых и клезмер-роковых маршей в две дудки, в манере "местечко Бяльцы едет в Нью-Орлеан", или же электронно-сэмплерных абстрактных завываний, наиболее удобоваримым элементом которых оказалась игра Фрэнка Лондона на трубе, раструб которой опущен в пластмассовое ведро с водой (что проделывал еще покойный Лестер Боуи пару десятилетий назад).
После концерта, впрочем, Фрэнк самокритично признал, что с электроникой они переборщили и ну ее к лешему, эту электронику; разобрав полеты с Кертисом, он объявил, что на следующем концерте в Петербурге электроники будет минимум.
Фрэнк Лондон с пикколо-трубойКстати, России везет на премьеры Лондона: в прошлый свой приезд с клавишником Энтони Коулменом (см. "Полный джаз" #43-2000) он еще до официального выхода альбома в США представлял свой новейший альбом "Invocations", а теперь представил проект, который вообще только-только начал принимать какие-то очертания. В этом проекте, помимо тромбона Хасселбринга, звучит масса других инструментах, на которых играет Лондон: кроме его профильной трубы, это еще и пикколо-труба, и тенор-горн, и всякие свистульки и погремушки. Кроме того, оба музыканта активно крутили ручки сэмплеров и ревербераторов, чего явно было многовато и что рассеивало внимание аудитории, в другие моменты намертво прикованное к залихватским клезмер-маршам дуэта.
Об истории проекта после концерта нам рассказал сам Фрэнк Лондон:

Фрэнк Лондон- Это - начало чего-то нового, что я собирался сделать уже довольно давно. На протяжении всей своей профессиональной карьеры - а это двадцать лет с лишним - я играю брасс-музыку со всего мира: не только клезмер, но и марши, польки, духовую музыку всех направлений, да еще и джаз. Так получилось, что начать этот проект именно сейчас меня заставила необходимость играть на этом фестивале в дуэте (смеется). 
Первоначально планировалось, что я приеду с трио, с которым уже репетировал и даже выпустил в 1998 году альбом - оно называется Nigunim (на альбоме там я, Лорин Скламберг на аккордеоне и Юри Кейн на рояле и фисгармонии, а теперь вместо Юри играет Роб Швиммер). Это трио играет нигуним, особый вид еврейской, точнее - хасидской, любавичской духовной музыки. Потом выяснилось, что денег на приглашение трио нет, а есть только на дуэт - потому что на двоих получается оплатить и билеты, и гонорар, а на троих даже на билеты не хватит. Тогда я сказал, что у меня нет никакого желания брать что-то хорошее - а мне очень нравится то, что играет трио Nigunim - и делать ухудшенную версию (потому что даже вдвоем с Лорином я бы не сыграл это адекватно тому, как это звучит в трио). Я лучше сделаю что-то совершенно другое: может быть, успешное, а может - и нет, но что-то новое. 
Я позвонил Кертису, мы сели вдвоем, и я сказал: давай попробуем играть характерные грувы марширующих духовых составов, смешивая клезмер и Нью-Орлеан. Давай играть так, как будто мы - целый духовой оркестр. И мы начали. Идея была в том, чтобы держать в голове фигуры целого оркестра, чтобы энергетика всего двух инструментов была почти оркестровой, понимаете?
Кроме того, мы попробовали поработать с электроникой, с живым концертным сэмплингом, но теперь я вижу, что сегодня вечером эта идея не сработала. Так что завтра, в Петербурге, мы будет играть почти исключительно на акустических инструментах... даже если это будет потруднее для наших губ (смеется). Эта идея работает, результат нам нравится. Получается классная группа... (смеется) - ну да, группа, нас же всего двое... Мы назовем эту группу The Burbon Sprawl! (смеются оба; здесь обыгрывается идиома the urban sprawl - буквально "расползание города на незанятые ранее территории"; дословно получается "напиться бурбона и лежать, раскинув руки-ноги" - ред.). Мы еще поиграем вдвоем, и вот если будет ну очень классно получаться, мы выработаем мощный грув, внутренний ритм, скрытый всего в двух духовых - и только после этого добавим барабанщика. Тогда это будет просто суперсостав!

Как это было
в Нью-Йорке
Сегодня в этой рубрике мы продолжаем исследовать то, что чисто географически происходит, строго говоря, не в Нью-Йорке, а на 320 километров северо-восточнее - в Бостоне. Однако результаты, порождаемые предметом нашего исследования, исключительно важны и даже неотъемлемы от джазовой жизни и Нью-Йорка, и множества других джазовых центров и США, и всего мира. Если постоянные читатели помнят, мы начали публикацию многочисленных материалов, явившихся результатом очередной поездки редактора "Полного джаза" в США. И если 8 и 9 выпуски "Полного джаза" за 2001 г. представили такую важную для современной джазовой жизни тему, как джазовое радиовещание, то теперь пришла очередь материалов о джазовом образовании. Начали мы с учебного заведения, которое за пределами США почти всегда называется первым в ряду самых известных джазовых школ - бостонский Музыкальный колледж Беркли, название которого наверняка заставляет екнуть сердце не одного музыканта. Сегодня - окончание нашего знакомства с колледжем...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем генерального продюсера компании "Богема Мьюзик" Андрея Феофанова. Кстати, это не первое интервью г-на Феофанова в "Полном джазе": в #30-1999 наш обозреватель Михаил Митропольский беседовал с ним по поводу тогда еще первого фестиваля "Богема-Джазз". Сегодня же нам предстоит прочитать не совсем обычное интервью: это - транскрипт чата, который состоялся 23 апреля по результатам проходившего 17-21 апреля III международного джазового фестиваля "Богема-Джазз" (за возможность проведения этого чата мы благодарим генерального спонсора фестиваля - компанию "Телмос", предоставившую для него технические мощности). Два часа Андрей общался с пользователями Сети, отвечая на их вопросы...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Большой сезон, как мы писали в предыдущем выпуске, накрыл не только столицы, но и другие важные джазовые центры России. Из Ростова-на-Дону - о том, каким напряженным в столице южной России выдался один только день 22 апреля...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем три работы, впервые в истории журнала подряд удостоившихся пятизвездочной оценки у нашего строгого, невзирая на возраст, рецензента - роскошный альбом ветерана женского поп-джазового вокала Кили Смит и два "исчерпывающих" сборника, белой блюзовой легенды Джонни Уинтера и самого Луиса Армстронга (на примере которого рецензент рассматривает всю серию "Ken Burns Jazz"...>>>>
А в это время
за бугром... 

Джо Ловано21 мая в нью-йоркском клубе Blue Note состоится благотворительный концерт, все доходы от которого поступят в фонд Ассоциации образования и исполнительских искусств JazzReach. Главные участники вечера - специально для этого события собранный ансамбль, который будет включать саксофониста Джо Ловано (лауреата "Грэмми" этого года), гитариста Билла Фризелла, барабанщика Брайана Блэйда и басиста Джона Патитуччи.
Билеты в "Блю ноут" в этот вечер, естественно, будут стоить недешево: за столик - $150 (правда, эта цена включает обед из трех блюд), у бара - $50 (включая два напитка). Причем посетители обязаны заказать места и оплатить их заранее.
Ассоциация JazzReach была создана в 1994 г. музыкантом Бенджамином Шуманом, базируется в Бруклине (Нью-Йорк) и основной своей целью числит создание и проведение оригинальных образовательных музыкальных программ для юношества. С момента создания JazzReach успел "обслужить" своими программами около 35 000 представителей американского юношества.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 24 апреля)
  • Anderson, Fred: Live at the Empty Bottle, Thrill Jockey 101 
  • Athletico: Athletico, Acid Jazz 131 
  • Baker, Chet: Cool Spring, King Jazz 2 
  • Barth, Bruce: East & West, Max Jazz 201 
  • Beneke, Tex: Five Minutes More: A Tribute, ASV/Living Era 5380 
  • Blakey, Art: Paris Jam Session - переиздание, Uptown/Universal 832692 
  • Bluiett, Hamiet: Calling, Justin Time 162 
  • Boone, Richard: Tribute to Love, Stunt 19901 
  • Burrell, Kenny: Soul Call - переиздание, JVC 210 
  • Burton, Gary: Paris Encounter - переиздание, Label M. 5738 
  • Butler, Billy: Definitive Black and Blue Sessions, 937 
  • Cherry, Ed: Spirits Speak, Justin Time 155 
  • Clark, Mike: Conjunction, Buckyball 8 
  • Cline, Nels: Destroy All Nels Cline, Atavistic 122 
  • Cosmic Journey: Cosmic Journey, Acid Jazz 6 
  • Crispell, Marilyn: Selected Works 1983-1986: Solo Duo Quartet, Golden Years of New 11 
  • Dato, Carlo Actis: Moonwalkers, Leo 311 
  • Denzler, Bertrand: 02/2000, Leo 73 
  • Dialog: Dialog, Sonar Kollectiv 3 
  • DiBattista, Stefano: Stefano DiBattista, Blue Note 28417 
  • Dorge, Pierre: Zig Zag Zimfoni, Stunt 1022 
  • Ex, Terrie: Laughing Owl, Atavistic 129 
  • Gambale, Frank: Great Explorers - переиздание, Samson Music 29918 
  • Gambale, Frank: Note Worker - переиздание, Samson Music 29919 
  • Gambale, Frank: Passages - переиздание, Samson Music 29920 
  • Gambale, Frank: Thunder from Down under - переиздание, Samson Music 29922 
  • Gambale, Frank: Thinking out Loud - переиздание, Samson Music 29921 
  • Getz, Stan: My Old Flame, Concord Jazz 4955 
  • Gillespie, Dizzy: Matrix, Castle/Windsong 86 
  • Grappelli, Stephane: Improvisations - переиздание, Uptown/Universal 549242 
  • Green, Bunky: My Baby, Collectables 7143 
  • Hammer, Tardo: Something Special, Sharp Nine 1020 
  • Harris, Gene: Live at Otter Crest - переиздание, Concord Jazz 4945 
  • Harris, Bill: Definitive Black and Blue Sessions, 938 
  • Herman, Woody: Woody Live: East and West - переиздание, Koch International 8592 
  • Hubbard, Freddie: New Colors, Hip Bop Essence 8026 
  • Johnson, Mark: Mark Johnson - переиздание, Samson Music 29926 
  • Johnson, Mark: Daydream - переиздание, Samson Music 29924 
  • Johnson, Mark: Deep Focus - переиздание, Samson Music 29925 
  • Jones, Quincy: Back to Back, Orpheus Records 70555 
  • Kuryokhin, Sergey: Ways of Freedom - переиздание, Golden Years of New 14 
  • Laws, Hubert: Wild Flower - переиздание, Label M. 5718 
  • Loussier, Jacques: Play Bach, Vol. 1, Polygram 157561 
  • Loussier, Jacques: Play Bach, Vol. 2, Polygram 157562 
  • Mann, Herbie: Reggae - переиздание, Wounded Bird 1655 
  • Matos, Bobby: Mambo Jazz, Cubop 35 
  • Minucci, Chieli: Jewels - переиздание, Samson Music 29928 
  • Minucci, Chieli: It's Gonna Be Good - переиздание, Samson Music 29927 
  • Minucci, Chieli: Renaissance - переиздание, Samson Music 29929 
  • Moontrane: Moontrane 1 
  • Moore, Joseph Patrick: Soul Cloud 4 
  • Moore, Joseph Patrick: Never Never Land - переиздание, 2 
  • Murray, David: In Our Style - переиздание, DIW 819 
  • Music Revelation Ensemble: After Dark - переиздание, DIW 855 
  • Narell, Andy: Live in South Africa, Heads Up 3060 
  • No Categories, Vol.4: Ubiquity Compilation, Ubiquity 11073 
  • Ozone, Makoto: Pandora, Uptown/Universal 549629 
  • Paprika Soul: Paprika Soul, Higher Octave 50957 
  • Passport: Man in the Mirror - переиздание, Wounded Bird 144 
  • Payton, Nicholas: Dear Louis, Uptown/Universal 549419 
  • Pepper, Art: Hollywood All-Star Sessions, Galaxy 4431 
  • Peterson, Oscar: Oscar's Ballads, Telarc 83504 
  • Previn, Andre: West Side Story - переиздание, JVC 209 
  • Reinhardt, Django: Swing 39, Uptown/Universal 159854 
  • Rush, Stephen: Hymn for Roscoe, MMC 2096 
  • Sanchez, Poncho: Keeper of the Flame, Concord Jazz 4956 
  • Swingle Singers: Jazz Sebastian Bach, Vol. 1, Polygram 542552 
  • Swing Bands... Swing On, Sony 51369 
    Swing Bands... Swing On, Sony 51379 
  • Swingle Singers: Jazz Sebastian Bach, Vol. 2, Polygram 542553 
  • Thornton, Teri: Open Highway - переиздание, Koch International 8589 
  • Vaughan, Sarah: Sophisticated Lady [Town Sound], Orpheus Records 70556 
  • Wallin, Henrik: 9.9.99, Stunt 202 
  • Washington, Dinah: Blue Dinah, 1051 
  • Watts, Ernie: Ernie Watts, Samson Music 29931 
  • Watts, Ernie: Reaching Up - переиздание, Samson Music 29932 
  • Watts, Ernie: Classic Moods - переиздание, Samson Music 29930 
  • Watts, Ernie: Unity - переиздание, Samson Music 29934 
  • Watts, Ernie: Long Road Home - переиздание, Samson Music 29933
Радио

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ", пятница, 24.00 (повторы: суббота, 03.00; воскресенье, 21.30):
    27 апреля - популярный джаз: Сергей Манукян, Энвер Измайлов, Одиссей Богусевич и др.
  • "Бесконечное приближение", "Радио России", суббота, 23.10: 
    28 апреля - Воспоминания о Иегуди Менухине: классика, джаз и Индия
  • Программа "Соло для джаза", "Говорит Москва", пятница, 23.00: 
    27 апреля - памяти Стаса Григорьева; к 75-летию Майлса Дэвиса.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2001
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Алексей Баташев,
Константин Волков,
Ольга Коржова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Down Beat,
AMG

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Владимир Суворов,
Роб Джашко,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков