Обзор джазовой жизни Выпуск #10 - 23 декабря 1998

Бывший лидер легендарного польского трио SBB выступил в Москве
(и, в общем, разочаровал)

    В рамках "Дней Силезии в Москве" Польский культурный центр (Instytut Polski) впервые устроил в России концерт композитора и исполнителя Юзефа Скшека. В прошлом лидер легендарной восточноевропейской рок-группы SBB выступил в совершенно новом для русской аудитории качестве - играл на рояле отрывки из своей оперы "Комната для косуль".

    В 70-е годы официальная восточноевропейская рок-музыка (рок-подполье - особый феномен), в точности - насколько это было возможно в условиях прокоммунистической идеологии - повторяла британскую. Ровно с десятилетним опозданием. И если англичане подражали афроамериканцам, то восточноевропейцы - британцам. Первую свою группу в 1971 году бас-гитарист и клавишник Юзеф Скшек назвал Silesian Blues Band, сокращенно SBB, но, проделав ту же эволюцию., что "Ролллинг стоунз" и "Крим", стал расшифровывать эти буквы в духе леворадикального 68-го года - Szukaj, Burz, Buduj (то есть "Ищи, Разрушай, Созидай").
    Профессионально тройка силезских рокеров (с ударником Ежи Пиотровским и гитаристом Апостолисом Антимосом - сыном греческих политэмигрантов) была настолько крепкой, что ее в полном составе взял себе в аккомпаниаторы ветеран польского рока - Чеслав Немен. И записал с ней два авангардных альбома, вошедшие в классику мирового "прогрессивного рока" - наряду с альбомами "Пинк Флойд" и "Оркестра Махавишну". Отделившись от Немена в зените славы, рокеры из шахтерских мест (младший брат Юзефа Скшека Ян даже играл на рояле блюзы в шахтерской каске с лампочкой) явно не знали, что делать, аккомпанировали то поп-певицам, то джазовым импровизаторам, "на выезде" за рубеж играли даже диско-музыку. Записали блестящий англоязычный альбом "Welcome" в Западной Германии - и SBB даже стали сравнивать с модными рок-динозаврами вроде "Genesis" или "Supertramp", но инвестировать средства в восточноевропейских гастарбайтеров никто не стал. Группа распалась, в Польше вышла из подполья "новая рок-генерация", певшая по-польски о том, о чем у нас по-русски пели "Кино" и "Звуки Му". Юзеф Скшек, можно сказать, удалился в монастырь: все 80-е играл в костелах на органе и время от времени сочинял прикладную музыку к фильмам Ежи Сколимовского и Петра Шулькина.
    И еще раз проделал ту же эволюцию что и британские тяжеловесы арт-рока -как и клавишник группы "Yes" Рик Уэйкман, ударился в тихий бесконфликтный нью-эйдж.
    И с этим приехал на Дни Силезии в Москве; завсегдатаи Польского культурного центра - пенсионеры из окрестностей Тишинского рынка (мероприятия в Центре бесплатные) умиленно взирали на сцену без микрофонов и устрашающей электроники и на протяжении двух (!) часов без антракта слушали сладостные переливы концертного рояля. "Музыка из оперы" оказалась чем-то вроде сюиты на темы из фильма "Пианино" в исполнении Майкла Наймана (сюжет "Команты для косуль" пера голливудского поляка Леха Маевского и в самом деле был им самим экранизирован , и экранизация тоже входила в программу "Дней Силезии") . При очень большом желании в монотонно-волнообразных пассажах бывшего рокера можно было расслышать намеки на задор гуральских переплясов и ритмы вальса - то ресторанного, то по-шопеновски романтичного. Но это - повторю - только при очень большом желании, а так музыка располагала к трансцендентальной медитации, той, что обычно сопровождается неназойливыми ритмами модных эстрадных пианистов вроде грека Янни или японки Кэйко Мицуи.
    В общем, те, кто помнят Юзефа Скшека как "искателя, разрушителя и созидателя", должны были бы съездить в Варшаву, где 4 октября прошел концерт-воссоединение трио SBB. Всем остальным, особенно любителям фонового нью-эйджа - предлагается следить за киноафишей Польского культурного центра, авось "Комнату для косуль" покажут еще раз. Совершенно бесплатно, разумеется.

Дмитрий Ухов

назад к обзору