Документальный сериал Кена Бёрнса «Джаз» (2001). Русская версия
Российская телеверсия сериала -
подробности
Проект "Открытые небеса 2001 - Культура для
нового тысячелетия" представляет на телеканале
ОРТ европейскую
премьеру документального сериала Кена Бернса "Джаз"
Телеканал
"ОРТ" в течение
апреля-июля 2001 г. провел демонстрацию эпохального документального
сериала "Джаз" режиссера Кена Бёрнса. Каждый четверг в 23.30 на
протяжении 12 недель (перемонтированный под характерный для
российского телевидения 58-минутный формат, сериал оказался на две
серии длиннее своего американского варианта) мы смотрели очередную
серию. Показ сериала "Джаз" представлял в России (кстати, это -
европейская премьера, то есть мы видели сериал первыми из европейцев!)
проект "Открытые небеса 2001 - Культура для нового тысячелетия"
некоммерческой международной организации "Интерньюс"
и Фонд Форда.
О СЕРИАЛЕ
Режиссер и продюсер Кен Бернс
12 серий по 58 мин.
Производство: "Флорентайн-филмз", Би-Би-Си, Пи-Би-Эс
Премьера: телеканал ОРТ,
19 апреля, 23.30; последующие эфиры - каждый четверг в то же время на
протяжении 12 недель.
Первая полномасштабная история джаза - искусства, ставшего символом
двадцатого века, сериал "Джаз" снимался шесть лет, он обошелся в 13
миллионов долларов (самый дорогой документальный фильм в истории).
Великолепные, часто уникальные записи звезд мировой величины - Билли
Холидей, Эллы Фитцжеральд, Луи Армстронга, оркестров Дюка Эллингтона и
Гленна Миллера. Глубокое исследование корней и эволюции жанра.
Хроника, воспоминания современников, свидетельства ныне живущих
корифеев этого жанра - Дейва Брубека, Уинтона Марсалиса, Рея
Чарльза...
Предыдущие сериалы продюсера и режиссера Кена Бернса - "Гражданская
война", "Дикий Запад", "Бейсбол" и др. - побили все рекорды
зрительской популярности не только в США, но и во всем мире.
Джаз - не просто музыкальное направление, пусть и очень масштабное.
История джаза - это история двадцатого века и самых острых его
вопросов: о равенстве людей, о расовой и национальной дискриминации, о
соотношении искусства и коммерции, о таланте и профессионализме...
Джаз не только обозначал эти проблемы, он решал их - порой мучительно,
но искренне и бескомпромиссно. Джаз искал и находил новый, свободный
язык, созвучный новой эпохе, способный раскрепостить людей не только в
музыке. Вокруг джаза кипели страсти, бушевали скандалы, ломали копья
политики - но джаз и сам был политическим движением и затронул жизни
всех людей в этом веке - даже очень далеких от музыки.
Фильм интересен и поклонникам джаза, и широкой публике, переживающей
очередную "волну" увлечения джазом.
Американская премьера сериала "Джаз" состялась на телеканале PBS с 8
по 31 января 2001 г. В сериал вошло 75 интервью, около 500 музыкальных
фрагментов, 2400 фотографий и свыше двух тысяч фрагментов архивных
киносъемок, часть которых никогда не демонстрировалась. Сериал сделан
по сценарию Джеффри Уорда и спродюсирован самим Бернсом и Линн Новик,
производство - вашингтонских компаний Florentine Films и WETA-TV в
сотрудничестве с Би-Би-Си. Основным спонсором сериала в США (как и
двух предыдущих работ Бернса, бейсбольной и исторической) выступила
компания General Motors, а также лейблы Columbia/Legacy и Verve Music
Group, кофейная компания Starbucks и т.п. Англоязычный сайт
сериала Репортаж с презентации русской
версии сериала
История джаза начинается в 90-ые годы девятнадцатого века в Новом
Орлеане, где, казалось, сам воздух наполнен музыкой марширующих
оркестров, креольскими мелодиями, ариями итальянских опер... Из этого
сочного многообразия родились синкопированные ритмы рэгтайма, щемящие
звуки блюза - все то, что совсем скоро, на заре нового века, назовут
словом "джаз". Пока мало кто слышал эту музыку, ее играют только
чернокожие музыканты, и лишь в заведениях района красных фонарей,
Сторивилля. Но в 1917 году Сторивилль закрывают, музыканты уезжают
искать счастья в Чикаго, а оркестр под названием "Ориджинал Диксиленд
Джаз Бэнд" записывает несколько пьес, мгновенно ставших хитами.
"Джазовая лихорадка" охватывает Америку. Наступает двадцатый век, и
вместе с ним - эпоха джаза.
Начинаются "бурные двадцатые" - сухой закон и подпольные
забегаловки, вольные нравы и быстрые ритмы - десятилетие, вошедшее в
историю как "век джаза". У джаза отныне две Мекки, два полюса, две
великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят два гиганта:
Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола
Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет
оркестр чернокожего Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако
попасть туда могут только белые посетители... В 1924 году Хендерсон
приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое
свинг.
3 серия. "Наш язык" (1924-1929)
3 мая, 23.30
В Америке - бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду. На
авансцену выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни
Гудмен. На песнях "королевы блюза" Бесси Смит возникает новая,
негритянская индустрия звукозаписи. И без того огромная популярность
клуба "Коттон" в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем
начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио
принесло в каждый дом, - отныне национальный кумир. В это же время Луи
Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и
непревзойденный шедевр - "Вест Энд Блюз" - открывают новую страницу в
истории джаза.
Во времена Великой депрессии джаз - единственная отдушина для
подавленной и растерянной Америки. Луи Армстронг совершает переворот в
самом понятии популярной музыки и становится первой звездой
американской эстрады. Лучшие танцзалы Гарлема покорены новым танцем "линди-хоп"
в исполнении оркестра Чика Вебба. Музыка Дюка Эллингтона перешагнула
жанровые рамки и достигла таких высот, что критика объявляет
Эллингтона новым Стравинским. Турне Бенни Гудмена ознаменовано
блестящим выступлением в Лос-Анджелесе. Звуки его биг-бэнда свели с
ума сотни людей, пришедших в зал "Паломар". Теперь они не просто
танцуют ночи напролет - они свингуют, ведь наступает Эра свинга.
Отныне у джаза новое имя - свинг. Под музыку своих кумиров - Томми
Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера - молодежь
отплясывает джиттербаг, этот рок-н-ролл 30-х. Билли Холидей, самая
талантливая - и трагичная - певица века делает первые шаги в джазе. А
в Чикаго, выступая плечом к плечу на одной сцене, Бенни Гудмен и Тедди
Вилсон совершают революцию и доказывают, что джаз не признает расовой
дискриминации. Бенни Гудмен и Чик Вебб сражаются в знаменитой
"Музыкальной битве века" 11 мая 1937 года. Четыре тысячи танцоров, до
отказа наполнившие гарлемский танцзал "Савой", становятся очевидцами
грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмена стали именовать
"королем свинга".
Великая депрессия продолжается, а джаз переживает свой расцвет. Все
сходят с ума от саксофона, и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру
Янгу и Колмену Хокинсу. На джазовой сцене появляется все больше
женщин, но зачастую они сталкиваются с непониманием и дискриминацией
со стороны критики и коллег. Но именно в это время Элла Фитцджеральд
становится во главе оркестра, заменив умершего Чика Вебба, и начинает
головокружительную сольную карьеру. Джаз признан национальным
достоянием: впервые в истории он звучит в святая святых Америки -
Карнеги-холле.
7 серия. "Свингуем в ногу со временем" (1940-1942)
31 мая, 23.30
Вторая мировая война докатилась и до Америки. Джаз, это дитя
борделей, еще недавно бывший изгоем, вдруг оказывается важным
стратегическим оружием. Боевой дух солдат поднимают музыка Гленна
Миллера и сестер Эндрюс, оркестранты вступают в действующую армию или
записывают "диски во имя Победы". Но пока вся Америка марширует под
звуки "Американского патруля", в Гарлеме трубач Диззи Гиллеспи и
саксофонист Чарли Паркер начинают играть в совершенно новой манере:
быстро, нервно, порой хаотично.
Европа охвачена войной. Запрещенный фашистами, джаз становится
музыкой Сопротивления. Парадокс заключается в том, что те самые
ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у
него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о
жизни чернокожей Америки "Черный, коричневый, бежевый". Благодаря Луи
Джордану становится популярной музыка, которую вскоре назовут "ритм-энд-блюз",
а Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление джаза -
би-боп. Когда о них узнает широкая публика, джаз навсегда станет
другим.
9 серия. "Риск" (1945-1949)
14 июня, 23.30
Наступает эпоха "холодной войны". Она отражается в джазе рваными,
ломаными ритмами и диссонирующими мелодиями "би-бопа" и - бешеным,
самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды, Чарли Паркера.
Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы
фанатов и последователей... Но у молодежи появляются новые кумиры -
поп-музыка и Фрэнк Синатра. Луи Армстронг создает оркестр "Все звезды"
- с белыми музыкантами, и в 1949 году его концерты в Новом Орлеане
запрещают расисты. В то же время продюсер Норман Гранц требует равного
отношения ко всем музыкантам. Гастроли его "Филармоник групп"
продемонстрировали всей Америке не только блестящий джаз, но и
шаткость расовых барьеров.
Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике,
что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. Яркая и
эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в
совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря
Джону Льюису и его утонченному, элегантному "Модерн джаз квартету"
би-боп выходит на качественно иной уровень. В Калифорнии появился
густой и сочный "кул джаз", а Дейв Брубек создает из смеси джаза и
классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер "Тайм-Аут". В 34
года Чарли Паркер умирает от сверхдозы героина. Его соратник Майлз
Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым
горизонтам.
Послевоенное процветание продолжается, но налицо и огромные
перемены: телевидение, бегство из городов в пригороды, конфликт "отцов
и детей". Появление молодых талантливых музыкантов дает импульс новым
направлениям в музыке. В 1956 г. во всех хит-парадах царит Элвис
Пресли, но в это же время записи Дюка Эллингтона расходятся рекордными
тиражами. На авансцену выходят джазовая дива Сара Воун, гений
саксофона Сонни Роллинс и ярчайшая звезда эпохи - Майлз Дэвис. Его
талант приносит джазу миллионы новых поклонников и образ "крутого
парня", новый тип звезды. С началом "тревожных шестидесятых" приходит
вольный, как птица, авангардный джаз Джона Колтрейна и Орнетта
Коулмэна. Это - освоение и завоевание новых территорий и это... уже
совсем другая музыка. Впервые за всю историю существования джаза
музыканты задаются вопросом: то, что мы играем, это еще джаз - или?..
Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Умами молодежи
владеет рок-музыка. Многие джазмены - как, например, блестящий
саксофонист Декстер Гордон - уезжают в Европу. Другие - контрабасист
Чарльз Мингус, саксофонист Арчи Шепп и "авангардист" Джон Колтрейн -
ищут место себе и своей музыке в изменившейся реальности. Майлз Дэвис
продолжает свои эксперименты со звуком, и из соединения джаза и рока
рождается "фьюжн" - новый, ставший фантастически популярным, саунд. В
1976 году вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера
Гордона возвращается и джаз. На сцену выходит новое поколение
джазменов, символом которого стал трубач Уинтон Марсалис: классическое
музыкальное образование, умение импровизировать "по науке" и играть
что угодно и как угодно. Свой столетний юбилей джаз встречает на новых
высотах популярности.
О РЕЖИССЕРЕ: КЕН БЕРНС
Кен
Бернс хорошо известен в Америке созданием монументальных многосерийных
фильмов об истории бейсбола и об истории Гражданской войны в США. Он
утверждает, что его новый проект - "Джаз" - гораздо более масштабен.
"Это более крупный проект, потому что он должен быть таким",
утверждает режиссер. "В наше время нужно произвести очень много шума
для того, чтобы привлечь внимание даже к такому важному явлению, как
джаз".
Помимо эпических сериалов, Бернс создал также значительные
документальные фильмы "Бруклинский мост", "Томас Джефферсон",
"Конгресс", "Империя воздуха" и др., многие из которых были номинованы
на премию Американской киноакадемии "Оскар" по категории
"документальный фильм".
У Бернса есть и собственные вкусы в джазе: в мартовском номере журнала
American Heritage Magazine, который поступил в продажу 23 января 2001
г. (сразу после начала трансляции сериала по американскому
телевидению), режиссер поделился с читателями сведениями о том, какие
десять джазовых записей он считает величайшими за всю историю жанра:
1. Star Dust, Louis Armstrong, 1931
2. St. Louis Blues, Louis Armstrong, 1929
3. The Mooche, Duke Ellington, 1928
4. Hotter Than 'Ell, Fletcher Henderson, 1934
5. Begin the Beguine, Artie Shaw, 1938
6. Cotton Tail, Duke Ellington, 1940
7. Jumpin' at the Woodside, Count Basie, 1938
8. Solitude, Billie Holiday, 1941
9. Groovin' High, Charlie Parker and Dizzy Gillespie, 1945
10. So What, Miles Davis, 1959
DVD ИЗДАНИЕ РУССКОЙ ВЕРСИИ
Сериал
Кена Бёрнса "Джаз" ("Ken Burns Jazz"), 4DVD box set Florentine Films/Мастер Тэйп, 2001, российское издание DVD - 2005
В
2001 г. по первому каналу телевидения России был показан эпохальный
документальный сериал режиссера Кена Бёрнса - "Джаз". Это был первый
показ сериала вне Соединенных Штатов, где он произвел настоящую
революцию в представлениях массовой аудитории о джазе, на 19 дней
(именно столько длилась его демонстрация в США) погрузив американских
телезрителей в бурную и драматическую историю джаза (в результате
чего, кстати, продажи джазовых альбомов в США выросли вдвое). Самый
дорогостоящий документальный телесериал в истории наконец-то
подготовлен к изданию на DVD на русском
языке! Компания "Мастер
Тэйп" предлагает все 12 фильмов русской версии сериала "Джаз" в
коробке из 4 DVD общей продолжительностью
721 мин. - превосходный подарок любителям джаза, коллекционерам,
специалистам и тем, кто еще только начинает интересоваться уникальным
видом музыкального искусства - джазом!
МУЗЫКА ИЗ СЕРИАЛА
Впервые в истории грамзаписи джазовый бокс-сет (комплект из
нескольких CD в единой коробке) перевалил за платиновый рубеж (один
миллион проданных экземпляров). Это случилось 8 марта 2001 г., когда
была продана двухсоттысячная коробка с пятью дисками коллекции "Ken
Burns JAZZ", выпущенной совместно компаниями Columbia Records/Legacy
Recordings и
The Verve Music Group. Коллекция выпущена в связи с прошедшей в
январе-феврале на американском телевидении премьерой документального
сериала "Джаз" режиссера Кена Бернса (который, как и ожидалось, оживил
общественный интерес к джазу и напомнил многим американцам, что их
страна в истории музыки породила кое-что помимо кантри). Кстати, сам
факт выпуска этого бокс-сета одновременно двумя лейблами - тоже
беспрецедентное явление (Sony
Music, которой принадлежат Columbia Records/Legacy Recordings,
продает коллекцию в США, тогда как дистрибьюция в остальном мире
осуществляется Verve). Факт перехода "платинового" рубежа был
подтвержден соответствующим сертификатом, который был выдан двум
лейблам RIAA -
Американской ассоциацией индустрии грамзаписи.
Коллекция включает треки, прозвучавшие в фильмах сериала полностью или
частично - в исполнении Луиса Армстронга, Каунта Бейси, Орнетта
Коулмэна, Джона Колтрейна, Майлса Дэвиса, Дюка Эллингтона, Эллы
Фитджералд, Диззи Гиллеспи, Хэрби Хэнкока, Билли Холидей, Чарлза
Мингуса, Телониуса Монка, Джелли Ролл Мортона и Лестера Янга. За 17
недель, прошедших с момента выхода коллекции и последовавших за ней 23
дисков-сборников тех или иных музыкантов под общим названием "Ken
Burns JAZZ", пластинки этой серии прочно оккупировали джазовый
хит-парад "Биллборда"; мало того, по результатам этих 17 недель доля
джаза в общем объеме продаж аудиопродукции поднялась с 2,5 процентов
до почти четырех (еще один беспрецедентный в истории индустрии
скачок).
В России аудиопродукцию сериала распространяет дочерняя компания Sony
- Sony Music
Entertainment Russia.